А знаете ли вы, что быть королем не так-то и легко? Особенно, если король ответственный как Людовик XIV! Сказав в 15 лет: «Государство – это я!», Людовик до 76 лет нес на себе груз ответственности буквально за все. Каждый день и каждый час Короля-Солнца были расписаны подобно нотной тетради.
Будили короля в половине девятого. После процедуры подъема в присутствии кучи народа, король отправлялся на заседание одной из секций своего совета. Государственный совет или совет министров, совет депеш или совет финансов, совет совести (о делах церкви) – высказываться обязан был каждый чиновник, а король принимал решения, учитывая мнение большинства – так было занято каждое утро вплоть до 12.30. В это время Людовик шел в церковь, где слушал мессу вместе со всем королевским домом. После церкви – краткий визит к официальной любовнице маркизе де Монтеспан и обед с семьей. Потом – небольшая прогулка по Версальскому парку и снова государственные дела: проблемы армии, флота…
А вечером заботой короля было развлечь придворных. Ведь опасаясь новой Фронды, Людовик предпочитал держать их всех на виду. По вторникам, четвергам и субботам двери салонов короля в Версале открывались для приемов в 19 часов. Спектакли, маскарады, танцы – Людовик считал своим долгом участвовать в общем веселье: «Мы ведь не частные лица, мы полностью принадлежим обществу!». Ближе к ночи – посещение мадам де Ментенон, которая стала второй женой короля, затем совершение туалета, снова публичное, и, наконец, к часу ночи – сон. А ведь еще Людовик успевал обсудить с архитектором и садовником обустройство своего любимого Версаля, он даже сам подбирал мраморы и сам написал путеводитель по саду, чтобы посетители не пропустили какого-нибудь шедевра! Вот так – ни минуты покоя, ни часа наедине с самим собой, а утром снова – вставайте, король, Вас ждут великие дела!

А знаете ли вы, что Максимилиан Робеспьер (1758-1794) – один из лидеров Французской революции 1789 года и человек, лично ответственный за развернувшийся в стране террор, буквально несколькими годами раньше яростно выступал за отмену смертной казни. Робеспьер, оставшийся сиротой в раннем возрасте, закончил юридический факультет Сорбонны, много работал и добился больших успехов на юридическом поприще. В 1782 году его даже назначили судьей по уголовным делам, однако Робеспьер отказался от должности, так как не мог выносить смертные приговоры – ведь смертная казнь – это «подлое убийство, торжественно обставленное и узаконенное преступление, совершаемое не единичными личностями, а целыми народами» (из его речи 1791 года). Он продолжал практиковать в качестве адвоката, но старался выбирать клиентов, в невиновности которых был уверен, видимо, чтобы не подвергать себя риску услышать смертный приговор.




